Живая природа. Интернет-Справочник.

Интернет-Справочник

Живая природа. Публикация 453.

Первоисточникhttp://www.alpklubspb.ru/ass/a453.htm

Животные Птицы Жители водоемов Растения Геообъекты  Публикации

Неизвестная экспедиция

Дмитрий КраюшкинДмитрий Краюшкин – г. Королев Московская обл., инструктор

В декабре 1982 года по поручению Сергея Павлова – министра физкультуры Спорткомитета СССР Шатаев В.Н. направил в Абхазию команду альпинистов во главе с Бычковым Анатолием. В состав команды вошли: В. Башкиров, Д. Краюшкин (автор этих строк), А. Москальцов и врач команды В. Леменев.

В наше задание вошло что-то покорить?! Как потом выяснилось, это оказались очень древние пещеры, расположенные на отрицательной стене, на высоте около 100 метров. Спуск с верха стены был невозможен из-за отрицательных углов.

Собрав в Москве снаряжение как на приличное спортивное восхождение 5-й категории сложности, мы вылетели в Сухуми. Там нас встретили представители Абхазии и на автомашинах доставили в гостиницу, где мы и расположились со всеми удобствами. При прекрасном питании (на столах горы мандаринов) мы несколько дней жили, отдыхая и набираясь сил.

Бычков Анатолий Москальцов

Наконец  за нами прибыли машины и, загрузив снаряжение, мы поехали. Нас везли около 3 часов и привезли к красивому белому особняку сталинской постройки. Было очень похоже, что когда-то здесь отдыхали «слуги  народа». Поскольку дело было к вечеру, мы расположились в комнатах, и снова отдых. На следующий день мы решили прогуляться по окрестностям и наткнулись невдалеке на форелеводческую ферму, где с удовольствием посмотрели, как в Абхазии разводят форель.

Ну, а вечером на ужин нам уже дали и приготовленную рыбку, прямо скажем вкуснятина. На следующий день нам показали, куда нам надо забраться и что покорить. Это были пещеры. Когда-то туда вход был сделан по лестнице, выдолбленной  в скале. Те, кто там жил, по всей видимости, были вынуждены сломать её, чтобы их не захватили враги. Чтобы остаться в живых, они разрушили все пути подъема.

Мы двумя связками: Башкиров - Бычков и Москальцов - Краюшкин начали обработку и подъем по этой стене. При таких ассах скалолазания, как Башкиров и Москальцов, мы уже через три часа, что называется, ужинали в этих древних пещерах. После этого я поднял в пещеры фотоаппаратуру и заснял всё, что там осталось. А осталось всего несколько разбитых древних амфор. Зато вид на окружающую местность был великолепен, что я и сфотографировал. Оставив перильные верёвки, мы спустились вниз к ожидающему нас врачу Леменеву, естественно, без всяких травм. Придя в особняк, сказали ожидающему нас представителю Абхазии, что всё выполнено и уточнили, что нам делать дальше? Он сказал, что вечером позвонит тов. Агржбе.

Ещё пару дней мы ждали приезда тов. Агржбы, который освободившись от государственных дел приехал к нам  и поздравил нас с покорением «непобедимых пещер».

Мы предложили ему подняться в пещеры и осмотреть всё самому, на что он с удовольствием согласился, и мы вместе пошли к оставленным перилам. Организовав верхнюю страховку, мы прищелкнули его альпинистскими карабинами к страховочным перилам и сказали, как надо подниматься. Сделав несколько движений по подъему и оторвавшись от земли сантиметров на 10, он завис в воздухе и сказал: «Хватит, ребята, я вам верю. Дмитрий там всё заснял, и я посмотрю всё, что там  есть, на фотографиях». На что мы, естественно, сразу согласились и помогли ему спуститься на землю.

Дальше был великолепный ужин в честь победителей, а через два дня мы отбыли в город Сухуми, где благодаря знакомым В. Леменева посетили сухумский обезьянник, посмотрели, как надо лазить, держась хвостом, на что Башкиров сказал: «А на двух пальцах обезьяне слабо». На этом наша экспедиция подошла к концу.

Прилетев в Москву, мы, как и положено, доложили о нашей экспедиции В.Н. Шатаеву, дополнив рассказ фотографиями.